Конспект урока
Русский язык, 11класс
Урок 14. Литературный язык и язык художественной литературы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
На уроке изучаются основные признаки художественной речи.
Глоссарий по теме
Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.
Интонация (от лат. intonare — громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются:
1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
2) р и т м р е ч и, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную);
3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);
4) т е м п речи, т. е. скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);
5) т е м б р р е ч и, т. е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональио-экспрессивные оттенки (тембр “веселый”, “игривый”, “мрачный” и т. д.);
6) фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.
Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств выражения его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная), модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения), выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т. д.; интонация звательная, интонация ввод-ности), указания на эмоциональную окраску (интонация восклицательная) и т. д.
Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.
Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.
Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.
Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.
Ритм речи – см. интонация.
Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.
Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.
Рифма — звуковой повтор в конце ритмической единицы.
Троп(ереч. tropos — поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет (см. эти термины в алфавитном порядке).
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) – оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи! анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора (см. эти термины в алфавитном порядке).
Эллипсис – пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Обязательная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
Дополнительная литература:
- Москвин В. П., Русская метафора. Очерк семиотической теории. — Изд. 2, перераб. и доп.// Москвин В. П., — М.: ЛЕНАНД, 2006 – 300 с.;
- Розенталь Д.Э., Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. //Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — М.: Просвещение, 1985 — 399 с.
Интернет-ресурсы:
Бекасова Е.Н., «Природа русского литературного языка: концепция К.С. Аксакова»//Вестник Челябинского государственного университета – ЧГУ, 2013. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-russkogo-literaturnogo-yazyka-kontseptsiya-k-s-aksakova (Дата обращения: 08.10.2018).
Теоретический материал для самостоятельного обучения
В теории стилей речи принято выделять разговорный и книжный стиль, книжный включает в себя художественный стиль. Но язык художественной литературы — это мозаика разных стилей, поэтому в художественных текстах мы встречаем признаки разговорного, делового и даже научного стилей. Главная функция художественных текстов — эстетическая, поэтому они так образны, наглядны. Основные изобразительно-выразительные средства: тропы, фигуры речи, ритм, рифма, интонация.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Прочитайте отрывок из «Сказки о тройке» А. и Б.Стругацких.
«— Грррм, — сказал Лавр Федотович и разразился небольшой речью, из которой следовало, что общественности не нужны необъясненные явления, которые могли бы представить, но по тем или иным причинам не представляют документацию, удостоверяющую их право на необъясненность. С другой стороны, народ давно уже требует беспощадного выкорчевывания бюрократизма и бумажной волокиты во всех инстанциях. На основании этого тезиса Лавр Федотович выражал общее мнение, что рассмотрение дела номер семьдесят два надлежит перенести на декабрь месяц текущего года с тем, чтобы дать возможность товарищу Константинову К. К. отбыть по месту постоянного жительства и успеть вернуться оттуда с надлежаще оформленными документами».
Дополните комментарий.
Авторы характеризуют героя через особенность его речи, которая выражается в использовании __________.
А. Окказионализмов
Б. Лексики официально-делового стиля (канцеляризмов)
В. Просторечий
Г. Высокого стиля
Решение:
Б. Лексики официально-делового стиля (канцеляризмов)
Задание 2.
Прочитайте отрывок из публицистического текста:
Фиальта — вымышленное название приморского городка, где соединились черты Ялты и итальянского Фиуме, который сейчас называется Риека и находится в Хорватии. Набоковская Фиальта устроена так же, как Фиуме. Там есть старый и новый город, а неподалеку — высокая гора. Важно — и это мы увидим позже, — что Набоков назвал ее именем святого Георгия.
Заполните пропуски в комментарии к тексту:
Это отрывок из текста о рассказе Владимира Набокова «Весна в Фиальте». Стиль текста — публицистический: __________ довольно простые, __________ в тексте немного, в целом он является объяснением. Также мы видим в нем ___________, что является важным признаком стиля. Этот текст стал бы ближе к художественному стилю, если бы автора использовал, например, ________ и _______.
Местоимение, обращенное к читателям, предложения, изобразительно-выразительные средства, эпитеты и метафоры.
Решение:
предложения, изобразительно-выразительные средства, местоимение, обращенное к читателям, эпитеты и метафоры.
Задание 3.
Установите соответствие между примерами и стилями речи.
Пример | Стиль |
Что новенького? | Научный |
Исходя из того, что… | Книжный |
Согласно Гражданскому кодексу РФ | Официально-деловой |
Не спится мне, такая лунность | Разговорный |
Ниче такая книжка | Художественный |
Решение:
Пример | Стиль |
Герой томно смотрел вдаль. | Книжный |
Исходя из того, что… | Научный |
Согласно Гражданскому кодексу РФ | Официально-деловой |
Не спится мне, такая лунность | Художественный |
Ниче такая книжка | Разговорный |