Урок 16. Язык и смысл художественного текста

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 11 класс. Урок № 16

Язык и смысл художественного текста

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

В рамках урока «Язык и смысл художественного текста» ученики повторят и закрепят тему «Выразительность художественной речи», узнают о видах анализа текста и получат практический опыт анализа поэтических и прозаических текстов.

Вы научитесь характеризовать фрагменты прозаических и поэтических художественных текстов с точки зрения языкового воплощения темы, идеи, подтекстовой реализации художественного смысла:

  • расширите знания о языке художественной литературы;
  • узнаете, какие виды анализа художественного текста существуют;
  • научитесь анализировать текст с точки зрения языкового оформления, наличия в тексте явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Глоссарий по теме

Анализ текста — разбор текста. Различают лингвистический, стилистический и литературоведческий виды анализа текста.

Заумь — приём, основанный на частичном или полном отказе от элементов привычного, естественного языка и использовании вместо них других элементов, похожих на языковые.

Ирония — оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. (По Словарю литературоведческих терминов С. П. Белокуровой).

Подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания. (По Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя).

Обязательная литература:

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/ Белокурова С.П. — СПб., 2005 – 320 с.;
  2. Розенталь Д.Э., Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп./ Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста/ Шанский Н.М.. — Л., 1990 -224с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Погожева О. В. «Способы репрезентации скрытых смыслов в структуре художественного текста: когнитивный аспект»/Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2009 г. -URL:https://cyberleninka.ru/article/v/sposoby-reprezentatsii-skrytyh-smyslov-v-strukture-hudozhestvennogo-teksta-kognitivnyy-aspekt (Дата обращения: 18.06.2018)

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Художественный текст всегда несет в себе закодированное сообщение. Чтобы разгадать код, вскрыть спрятанное и, может быть, неясное даже автору значение, нужно проанализировать текст.

Представьте, что содержание произведения, его смысл — это подарок. Но чтобы его получить, сначала нужно развернуть многослойную упаковку. Анализ текста и есть разворачивание упаковки. Чтобы снять первый слой, языковой, нужно провести лингвистический анализ текста, то есть выявить, как автор работает с фактами языка разного уровня — словами различных частей речи в их словарных значениях, сочетаниями таких слов, синтаксическими конструкциями (словосочетаниями, предложениями). Язык — это первоэлемент, то есть главный, основной элемент литературы. Именно поэтому лингвистический анализ—база для остальных видов анализа. Следующий слой — это речевая художественная форма. На этом этапе проводится стилистический анализ текста — изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств (тропов и фигур речи). Когда вы провели стилистический анализ текста, вам открывается последний слой упаковки — литературная форма произведения. Этот слой открывается с помощью литературоведческого анализа —разбора образов, мотивов, художественных деталей, композиции и так далее. Конечно, можно проводить и комплексный анализ текста, одновременно обращаясь ко всем видам анализа. Комплексный анализ более информативен и естественен.

Стоит различать скрытый смысл текста, который выявляется при его анализе и может варьироваться в зависимости от интерпретации, интерпретатора и подтекста. Согласно Словарю лингвистических терминов Дитмара Эльяшевича Розенталя, подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.

Так, подтекст — это частный случай скрытого смысла, он закладывается, подразумевается автором, входит в художественный замысел. При этом скрытый смысл художественного текста в целом не всегда охватывается авторской задумкой. Очевидный пример подтекста — ирония, скрытая насмешка.

Сосредоточимся на лингвистическом анализе. Рассмотрите, на изучение каких аспектов языковой формы художественного текста предлагает обратить внимание при лингвистическом анализе академик Николай Максимович Шанский:

1) устаревших слов и оборотов, т. е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов;

2) непонятных фактов поэтической символики;

3) устаревших и окказиональных перифраз;

4) незнакомых современному носителю русского литературного языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;

5) индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости;

6) ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;

7) устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Первый этап любого анализа текста — замедленное чтение. Во время замедленного, вдумчивого чтения постарайтесь обратить внимание на всё не знакомое, ненормативное, выделяющееся. Это те сигналы, расшифровав которые, вы сможете добраться до скрытого смысла текста. Например, при лингвистическом анализе сигналом может быть устаревшее или книжное слово на фоне общеупотребительной лексики. При стилистическом — все выразительные средства языка. При литературоведческом — отсутствие незарифмованной строчки в рифмованном стихотворении.

Все подобные сигналы можно условно разделить на качественные и количественные. К качественным сигналам относится единичная работа со значением или стилистической окраской конкретного слова, словосочетанием, предложением, тропами, фигурами речи. К количественным относятся повторы, когда что-либо в тексте становится значимым вследствие повтора. На уровне фонетики это может быть, например, аллитерация (повторение согласных звуков), на уровне лексики — лексический повтор, на уровне синтаксиса — синтаксический параллелизм (повторение одинаковой структуры предложения), анафора (одинаковое начало предложений).

Качественные сигналы (единичная работа)

Лексические особенности (архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы и пр.)

Стилистическая окраска

Особое строение словосочетания

Особое строение предложения

Тропы

Фигуры речи

Количественные сигналы (повтор)

Аллитерация

Лексический повтор

Синтаксический параллелизм

Анафора

Прочитайте рассказ, вошедший в сборник «Самых коротких в мире рассказов».

Был только один выход, ибо наши жизни сплелись в слишком запутанный узел гнева и блаженства, чтобы решить всё как-нибудь иначе. Доверимся жребию: орёл — и мы поженимся, решка — и мы расстанемся навсегда. Монетка была подброшена. Она звякнула, завертелась и остановилась. Орёл. Мы уставились на неё с недоумением. Затем, в один голос, мы сказали: «Может, ещё разок?» (Джей Рип).

Тип речи приведенного текста — повествование. И только в конце появляется прямая речь – голос героев, который озвучивает вопрос. Формально с точки зрения языка это вопросительное предложение. Но именно за ним читатель слышит решение героев, их общий ответ на вопрос о будущем. Но в чём заключается скрытый смысл, главная мысль рассказа, можно понять, только узнав его название.

Художественный текст всегда несёт в себе закодированное сообщение. Чтобы разгадать код, вскрыть спрятанное и, может быть, неясное даже автору значение, нужно проанализировать текст. Язык — это первоэлемент, то есть главный элемент литературы. Именно поэтому лингвистический анализ — база для остальных видов анализа. В ходе лингвистического анализа разбираются представленные в тексте факты языка. Существуют также стилистический и литературоведческий анализ текста. Стилистический анализизучаетприемыиндивидуалньно-авторскогоиспользованияязыковыхсредств (тропов и фигур речи), а литературоведческий —образы, мотивы, художественные детали, композицию и т. д.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

С помощью какого средства А. С. Пушкин в приведенном четверостишии выражает гуманистические идеи и неприятие рабства?

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

А. Бессоюзие.

Б. Церковнославянская лексика.

В. Эпитеты.

Г. Лексический повтор.

Правильный ответ: Г. Лексический повтор.

Задание 2.

В стихотворении И. А. Бродского «Назидание» есть такие строчки:

Всегда выбирай избу, где во дворе висят

пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.

Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,

чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;

то же самое — баба. Прячь деньги в воротнике

шубы; а если ты странствуешь налегке —

в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.

В Азии сапоги — первое, что крадут.

Каков скрытый смысл слов «где во дворе висят пеленки»?

А. Пелёнки используют как скатерти. Хозяева будут хорошо кормить.

Б. В такой избе безопаснее, потому что у хозяев есть дети.

В. Пелёнки указывают на возраст хозяев.

Г. Если во дворе висят пелёнки, то изба не просматривается с улицы. Так безопаснее.

Решение:

Б. В такой избе безопаснее, потому что у хозяев есть дети.