Конспект урока
Математика
6 класс
Урок № 85
Обобщение и систематизация знаний по темам
«Десятичные дроби, проценты, решение задач на проценты»
Перечень рассматриваемых вопросов:
- действия с десятичными дробями;
- приёмы рациональных вычислений;
- задачи на проценты;
- решение задач с практическим содержанием.
Тезаурус
Десятичная дробь – дробь, знаменатель которой есть степень числа 10 с натуральным показателем. Десятичную дробь записывают без знаменателя – целую часть отделяют от дробной запятой, первая цифра после запятой обозначает количество десятых долей, вторая – количество сотых и т.д. Если дробь не содержит целой части, то перед запятой ставится нуль.
В такой записи часть, стоящая слева от запятой, обозначает целую часть дроби, первая цифра после запятой – количество десятых долей, вторая – количество сотых и т. д.
Процент – одна сотая часть числа или величины.
Обязательная литература:
- Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
Дополнительная литература:
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Десятичные дроби
Чтобы выполнить сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей, надо уравнять в этих дробях количество знаков после запятой.
Например, дроби 0,7 и 0,695 превращаем в 0,700 и 0,695
Запомните, при сложении и вычитании запятая пишется под запятой.
Десятичные дроби и проценты
1 % – одна сотая часть числа, или 1 % = 0,01.
Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Свойства сложения и умножения
Например,
1,25 ∙ 1,7 ∙ 8 = 1,25 ∙ 8 ∙ 1,7 = 10 ∙ 1,7 = 17
3,4 ∙ 7,92 + 3,4 ∙ 2,08 = 3,4 ∙ (7,92 + 2,08) = 3,4 ∙ 10 = 34
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Впишите верный ответ.
Смешали два раствора одной соли по 250 г каждый. Концентрация первого раствора была 10 %, второго – 20 %. Какова концентрация нового раствора?
Решение
Находим сколько чистой соли в каждом растворе.
10 % = 0,1
250 ∙ 0,1 = 25 (г) – соли в 1 растворе.
20 % = 0,2
250 ∙ 0,2 = 50 (г) – соли во 2 растворе.
Всего соли:
25 + 50 = 75 (г).
Масса нового раствора:
250 + 250 = 500 (г).
Находим процентное отношение.
75 : 500 = 0,15 = 15 %
Ответ: концентрация нового раствора составляет 15 %.
Тип 2. Выделите верный ответ
В первый день было продано 25 % всего картофеля, во второй день – 35 %. В третий день – последние 80 кг. Сколько килограмм картофеля было всего?
Варианты ответов: 400 кг; 200 кг; 150 кг; 100 кг.
Решение
Находим сколько процентов картофеля было продано в третий день.
100 % – 25 % – 35 % = 40 %
80 кг составляют 40 % от общей массы картофеля.
40 % = 0,4,
80 : 0,4 = 800 : 4 = 200 (кг) – картофеля было всего.
Выбираем ответ: 200 кг.