Урок 1. Русский язык

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

10 класс

Урок №1

Тема: «Русский язык»

Перечень тем, рассматриваемых на уроке:

— образование русского языка, культуры,

— древнерусский язык,

— старославянский язык,

— старославянизм,

— языковая единица.

Тезаурус

Русский язык – официальный государственный язык Российской Федерации; исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, отличающаяся от других подобных систем.

Культура – совокупность достижений человечества или народа в производственном, общественном и духовном отношении.

Старославянский язык – письменный язык славян, созданный в IX веке с целью распространения христианства среди славянских народов.

Старославянизм – слово или выражение русского языка, имеющее старославянское или церковнославянское происхождение, либо созданное из элементов этих языков.

Древнерусский язык (восточнославянское наречие) – язык восточных славян, сVI по XIVвек.

Языковая единица – элемент системы языка, неразложимый в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленный другим единицам в подсистеме языка, соответствующей этому уровню.

Список литературы

Основная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009. С. 51–56.

Дополнительная литература:

1. Плунгян В.А. Почему языки такие разные. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 210. – 272 с.

2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Жизнь русского слова: Книга для старшеклассников. — М.: Вербум-М, 2006.

3. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М. : Аванта+, 2004. – 704 с.

Материал для самостоятельного изучения

Сочетание слов «русский язык» очень часто звучит в нашей речи. Но если задать вопрос, что такое русский язык, то при ответе могут возникнуть трудности. В ходе урока мы рассмотрим русский язык — язык русского народа и язык межнационального общения, происхождение и основные этапы развития, роль и место в России и в мире. Язык народа является основой культуры, способствует как ее развитию, так и пониманию.

Чтобы определить место русского языка в современном мире, необходимо ответить на вопрос, какие функции выполняет русский язык в современном мире, и как проходило историческое развитие языка за многие столетия.

Русский язык – это национальный государственный язык России, средство межнационального общения на территории СНГ и других государств, входивших в состав СССР. Русский язык – один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и ряда других международных организаций. Как государственный язык РФ активно функционирует во всех сферах общественной жизни. Как учебная дисциплина преподаётся во всех школах и высших учебных заведениях России, а также во многих учебных заведениях стран СНГ.

Современный русский язык принадлежит (наряду с украинским и белорусским) к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи. По морфологическому строю преимущественно флективный синтетический. Это означает, что большая часть грамматических значений выражается внутри слова при помощи окончаний, реже суффиксов.

В основу начавшего формироваться к середине XVII в. языка лёг московский говор. К XVIII веку складывается устно-разговорная разновидность национального литературного языка. Действующий русский алфавит – кириллица в гражданской модификации. Кириллица появилась на Руси в 10 веке. Гражданский шрифт для светских книг введён Петром 1 указами 1708, 1710 гг. Систему письменности регулируют «Правила» 1956 г. Русский язык богат синонимическими и омонимическими связями языковых единиц. Синонимия (близость значений при формальном различии) пронизывает все уровни языка, характеризующиеся значением. Морфемы вынести, унести, отнести ‑удаление; обходить стороной /ою. Красивый/симпатичный/прекрасный/смазливый. Я уже читал/ прочитал эту книгу. Омонимия (формальное совпадение при различии в значении) водиться/водица Внутри меня водица/ ну, что с таким водиться.

Вследствие нестабильности экономического и политического положения в нашем государстве и изменения военно-стратегического положения, как тенденция прослеживается ослабевание интереса к русскому языку за рубежом. Политическая конъюнктура во многом определяет и роль языка в мире. Несмотря на эту тенденцию, русский язык претендует на звание «мирового языка» не только по количеству говорящих, изучающих язык и глобальности их расселения, но и по богатству культурного наследия, созданного на русском языке, по значимости научных и общечеловеческих ценностей, познанных на русском языке. Язык ‑ и средство общения, и инструмент познания, и способ хранения культурного опыта человечества.

Русский язык как родной присутствует в жизни каждого человека. Присутствует прежде всего как школьная дисциплина. Задача каждого преподавателя русского языка – способствовать развитию интереса к уникальному саморегулирующемуся и саморазвивающемуся феномену у изучающих русский язык.

Интерес к русскому языку велик и за рубежом. Русский язык считается мировым языком и является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, так как шестая часть населения нашей планеты владеет русским языком или изучает его; говорящие на русском языке расселены на большой территории; на русском языке создана значительная часть текстов, которые входят в сокровищницу мировой науки, литературы, публицистики. По распространенности в интернете русский язык занимает второе место после английского.

Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, русским языком владеют 138 миллионов (99,4%) из почти 143 миллионов человек, проживающих на территории России. Согласно данным интернета, русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.

Русский язык обладает богатым словарным запасом и терминологией по всем областям науки, техники, культуры, выразительностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отобразить все многообразие и богатство окружающего мира.

После распада СССР во многих зарубежных странах существенно сократилось количество людей, изучающих русский язык; в бывших союзных и автономных республиках началось не всегда оправданное ограничение сфер функционирования русского языка, вытеснение его из экономической, образовательной и культурной сфер.

В начале ХХI века авторитет русского языка возрос не только среди народов России, но и в других странах СНГ и за рубежом. Возрождаются Центры русской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Знание русского языка дает возможность общения каждому человеку с людьми других национальностей и открывает пути и перспективы межнационального и межкультурного сотрудничества.

Задания тренировочного модуля с разбором

Прочитайте словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова

ЯЗЫК2, -а, мн. -и, -ов, м. 1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления иявляющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей вобществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. – высшая форма общенародного языка. История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный я. (арго). Говорить на разных языках скем-н. (также перен.: совершенно не достигать взаимопонимания). Найти общий я. с кем-н. (перен.: достичь взаимопонимания, согласия). 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль (в 3 знач.). Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики. 3. ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я.животных. Я. тел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Информационные языки (в системе обработки информации). 5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я.фактов. Я. цветов. Я. танца. 6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка. II прил. языковой, -ая, -ое(к !o 2 и 3 знач.).

Прочитайте словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова.

В каких отношениях состоят слова ЯЗЫК1 и ЯЗЫК2, представленные в разных словарных статьях «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова?

Синонимы

Омонимы

Антонимы

Слова одной тематической группы

Ответ

Омонимы

Прочитайте словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова.

В каких отношениях состоят слова ЯЗЫК2 в значении 3 и РЕЧЬ?

Синонимы

Омонимы

Антонимы

Слова одной тематической группы

Ответ

Синонимы

Прочитайте словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова.

В каком из значений использовано слово «язык» в стихотворных строках Юнны Мориц?

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежды обучали –

И это основной его предмет!

Ответ 4 значение – ‘система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию’.

Комментарий к заданиям:

Текст словарной статьи «ЯЗЫК2» позволяет сделать различные выводы об особенностях многозначного слова «язык». Сопоставление с другими словами дает возможность сделать вывод о системных (синонимических и омонимичных) связях слова «язык», специфике его функционирования в тексте.