Урок 4. Звуковая сторона русского языка. Орфоэпия

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

10 класс

Урок № 4

Звуковая сторона русского языка. Орфоэпия.

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Что является предметом изучения фонетики?
  2. Каковы основные особенности фонетической системы русского языка?
  3. Как возникают и меняются произносительные нормы?
  4. В чем состоит практическое значение фонетического разбора?

Глоссарий по теме

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока, которые, сами по себе не обладая значением, образуют план выражения значимых единиц – морфем и слов.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Ударение – основное ритмико-интонационное звуковое средство, которое обеспечивает единство фонетического слова в потоке речи.

Интонация – совокупность важнейших фонетических средств языка, оформляющих высказывание.

Произносительная норма – общепринятая в литературном языке реализация возможностей звуковой системы в соответствии с установленными орфоэпическими правилами.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Фонетический разбор слова – анализ звуковой структуры слова в данной форме, предпринимаемый в учебных целях при изучении языка.

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы

Основная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

Дополнительная литература:

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1984, 383 с.

2. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

3. Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? – Л.: Лениздат, 1961, 195 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фонетический разбор имеет не только теоретический, ноФонетиикладной характер. Различия между произношением и орфографией (при том, что один из принципов русской орфографии – фонетический), становящиеся очевидными при фонетическом разборе, помогают научиться видеть так называемые ошибкоопасные места, слабые позиции гласных и согласных звуков, которые могут спровоцировать ошибки.

Порядок фонетического разбора таков:

— определить количество слогов в слове и место ударения;

— указать место ударения;

— установить соотношение между буквами и звуками;

— дать характеристику звуков (для гласных – ударный/безударный, для согласных – твердый/мягкий, звонкий/глухой, парный/непарный);

— подсчитать количество букв и звуков в слове.

Пример фонетического разбора слова

Сделаем фонетический разбор слова «приобщившийся».

В слове «при-об-щив-ший-ся» 5 слогов, 13 букв, 13 звуков.

п – [п]

р – [р`]

и – [и]

о – [а]

б – [п]

щ –[щ`]

и – [и]

в – [ф]

ш– [ш]

и – [и]

й – [й`]

с – [с`]

я – [а]

согл., тверд. (парн.), глух. (парн.)

согл., мягк. (парн.), звонк. (непарн.) (сонант)

гласн. (б/уд.)

гласн. (б/уд.)

согл., тверд. (парн.), глух. (парн.)

согл., мягк. (непарн.), глух. (непарн.)

глас. (уд.)

согл., тверд. (парн.), глух. (парн.)

согл., тверд. (непарн.), глух. (непарн.)

гласн. (б/уд.)

согл., мягк. (непарн.), звонк. (непарн.) (сонант)

согл., мягк. (парн.), глух. (парн.)

гласн. (б/уд.)

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

Прочитайте строфу из стихотворения Г. Р. Державина «Видение мурзы»:

На темно-голубом эфире

Златая плавала луна;

В серебряной своей порфире

Блистаючи с высот, она

Сквозь окна дом мой освещала

И палевым своим лучом

Златые стекла рисовала

На лаковом полу моем.

1)Посчитайте количество сонорных звуков и сделайте вывод, для чего сонорные могут пригодиться в поэтическом тексте.

2)Стихи написаны четырехстопным ямбом. Это значит, что по схеме здесь должно быть 4 ударения в каждой строке. Сколько фонетических слов в строфе? Как это влияет на музыкальность этих строк?

Решение:

Если считать именно звуки, в тексте 44 сонорных. Процент сонорных здесь гораздо выше, чем в обычной речи. Поскольку сонорные близки к гласным (в их состав входит голос), они существенно повышают звучность текста, легкость его произношения. На то же работает и система ударений в этой державинской строфе. По схеме четырехстопного ямба их здесь должно быть 32, а реально – 23. Чем меньше ударений, тем легче произнести этот текст вслух, тем он музыкальнее.

Задание 2.

Проверьте свои способности членить речь. Прочитайте по одной строке из двухстрочных стихотворений Бориса Гринберга:

1)Икра, бывало, мигом…

2)Воздушных шаров ария…

3)Им – игры царства…

Восстановите вторые строки стихотворений – при условии, что они состоят из тех же букв, расположенных в том же порядке. Проверьте, сохраняется ли полностью во вторых строчках звуковой состав.

Решение:

Правильные ответы:

  1. И крабы валом, игом…
  2. Воз душных шаровар и я.
  3. И миг рыцарства.

В первом случае звуковой состав сохраняется полностью, меняется только интонация – за счет состава синтагм; во втором случае изменяется предпоследний гласный: вместо [и] звучит [ы] за счет того, что «и», став отдельным словом, не смягчает [р]; в третьем случае, наоборот, меняется [ы] (им – [ыгры]) на [и] ([м`иг]), а также перемещается ударение (царства – рыцарства).