Материалы олимпиады Взлет по Литературе 7 класс 2 вариант для Московской области (задания и ответы)
1. Перед вами портреты известных русских литературных деятелей. Догадайтесь, кто на них изображен, и расположите их на хронологической линейке «по старшинству» (от старшего к младшему). 3. Произведение одного известного автора попало в «облако слов» и превратилось в набор отдельных слов и словосочетаний, ключевых для этого текста. Определите, что это за произведение, и найдите автора, который его написал. 5. Герои произведений Антона Павловича Чехова часто носят говорящие фамилии и поэтому хорошо запоминаются. Соотнесите фамилию героя и произведение, в котором она присутствует. Обратите внимание: одна фамилия лишняя! 6. Вы прекрасно знаете, что каждому роду литературы свойственны определенные «внешние» черты и особенности содержания. Например, для эпоса характерны повествовательность и отсутствие рифмы, а для драмы – наличие острого конфликта. Перед вами отрывок из произведения на французском языке. Попробуйте, опираясь лишь на внешние особенности текста (шрифт, расположение строк, слов и т.д.), предположить, к какому роду литературы он относится. 7. Часто, не успев подготовиться к уроку по литературе как следует, мы с надеждой обращаемся к кратким содержаниям произведений. Определите по ОЧЕНЬ краткому содержанию, о каком произведении идет речь. Напишите фамилию автора и название произведения без кавычек и с заглавной буквы. 8. Перед вами фрагмент, взятый из повести Льва Толстого «Детство». Определите, какой вид художественного описания, помогающий раскрыть окружающий и внутренний мир героя, преобладает в этом отрывке. 9. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» и соотнесите выделенные цифрами места со средствами художественной выразительности, которые им соответствуют 1. Рассмотрите фрагменты портретов известных русских литераторов. Сопоставьте даты рождения 3. Русская классика постоянно переиздаётся на иностранных языках. Рассмотрите обложки 4. Представьте, что интернет появился на пару веков раньше, и мы с вами получили доступ к 5. Вам наверняка известно, что рифмовка — это порядок чередования рифмованных строк в 6. Выберите из списка два произведения, которые более остальных могут быть названы смешными, 7. Чтобы увеличить изображение, нажмите на него. 10. Если бы герои литературы жили в наше время, они бы наверняка имели странички в соцсетях. Но 11. Вы редактор научно-популярного журнала «ProLit». Вам нужно провести фактчекинг (т.е. найти 12. Сегодня ни для кого не секрет, что книги можно не только читать, но и слушать. В прошлом 13. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 3 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ 14. Чтобы увеличить картинку нажмите на нее 15. Посмотрите мультфильм Марии Муат «Он и она» (2008), сделанный по мотивам повести Н. В. Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 8 класс, проходящая 12-14.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru метафора 10. Добро пожаловать на кухню русского фольклора! Вам предстоит, внимательно прочитав инструкции, определить засекреченный фольклорный жанр. Определите, какое «блюдо» у вас получилось, и выберите из перечня героев тех, которые появляются в произведениях этого жанра.2. Учитель дал задание своим ученикам – сложить из отдельных строчек строфу одного известного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Посмотрите, как они справились, и определите, какой тип рифмовки получился в созданной ими строфе.
Тучки небесные, вечные странники!
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
С милого севера в сторону южную.
М.Ю. Лермонтов
А.С. Пушкин
Н.С. Гумилев
Ф.И. Тютчев4. В поэзии существует интересное явление – верлибр. С французского верлибр (vers libre) дословно переводится как «свободный стих». Прочитайте верлибр Александра Блока и подумайте, от чего «свободны» его строки.
x x x
Ночь. Город угомонился.
За большим окном
Тихо и торжественно,
Как будто человек умирает.
Но там стоит просто грустный,
Расстроенный неудачей,
С открытым воротом,
И смотрит на звёзды.
«Звёзды, звёзды,
Расскажите причину грусти!»
И на звёзды смотрит.
«Звёзды, звёзды,
Откуда такая тоска?»
И звёзды рассказывают.
Всё рассказывают звёзды.
от эпитетов и метафор
от метра и рифмы
от повторов и рифмы
от строфики и звукописи
от риторических вопросов и восклицаний
«Хамелеон»
«Смерть чиновника»
«Хирургия»
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Держиморда
Червяков
Египетский
Очумелов
ACTE I
SCÈNE PREMIÈRE.
Mme Pernelle, Flipote, Elmire, Mariane, Dorine, Damis, Cléante.
MADAME PERNELLE.
Allons, Flipote, allons, que d’eux je me délivre.
ELMIRE.
Vous marchez d’un tel pas qu’on a peine à vous suivre.
MADAME PERNELLE.
Laissez, ma bru, laissez, ne venez pas plus loin :
Ce sont toutes façons, dont je n’ai pas besoin.
ELMIRE.
De ce que l’on vous doit envers vous on s’acquitte,
Mais ma Mère, d’où vient que vous sortez si vite ?
MADAME PERNELLE.
C’est que je ne puis voir tout ce ménage-ci,
Et que de me complaire, on ne prend nul souci.
Oui, je sors de chez vous fort mal édifiée ;
Dans toutes mes leçons, j’y suis contrariée,
On n’y respecte rien ; chacun y parle haut,
Et c’est tout justement la Cour du roi Pétaud.
DORINE.
Si…
MADAME PERNELLE.
Vous êtes, mamie, une fille suivante
Un peu trop forte en gueule, et fort impertinente :
Vous vous mêlez sur tout de dire votre avis.
DAMIS.
Mais…
драма
эпос
лирика
«Молодой дворянин был обманом лишен имущества. Он стал разбойником и решил отомстить своему врагу, но влюбился в его дочь. Он пытался спасти ее от нежелательного брака, но не успел этого сделать и уехал из России».
Укажите фамилию автора
Укажите название произведения
«Как мне памятен этот угол! Помню заслонку в печи, отдушник в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали. […] В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками».
Весело пробираться по узкой дорожке, между (1) двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные (2) осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; (3)могучий дуб стоит, (4) как боец, подле красивой липы
двумя стенами высокой ржи
осины лепечут над вами
могучий
как боец
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
олицетворение
гипербола
сравнение
литотаМатериалы олимпиады Взлет по Литературе 8 класс для Московской области (задания и ответы)
авторов с подходящими картинками.2. Перед вами фрагмент из одного рассказа XX века. Прочитайте его и выберите средства
выразительности, которые автор использует в тексте: «Это прозвучало, как апельсин в суп. Треснул
стул — так резко повернулся Картреф. За ним и другие, сообразив, из какого угла грянул
насмешливый возглас, обернулись и уставились на неизвестного своими глазами».
Гипербола
Сравнение
Эпитет
Антитеза
переведённых книг и выберите одну лишнюю, принадлежащую иному литератору
Напишите фамилию автора этого произведения с заглавной буквы (например: Толстой).
поисковым запросам известных поэтов. Выберите из них те, которые, на ваш взгляд, могли бы
принадлежать Николаю Некрасову.
Основать свою школу: советы экспертов
Железные дороги в России (подробнее)
Почему романтический герой такой странный?
Правила удачной охоты
Лекция «Как писать стихи про народ?»
стихотворении. Соедините типы этих рифмовок с подходящими вариантами.
«Соловей» А. Кольцова
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А. Пушкина
«Дробись, дробись, волна ночная» М. Лермонтова
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Парная
Кольцевая
Перекрёстная
т.е. содержащими достаточно элементов комического.
«Тоска»
«Критики»
«Премудрый пискарь»
«Русский язык»
Писать стихотворения можно по-разному. Изучите определения необычных стиховых форм из
словаря и сопоставьте термины с подходящими примерами.
АКРОСТИХ — вид стихотворения, первые буквы строк которого складываются в самостоятельное
слово или фразу; разновидность стихотворной загадки.
БЕЛЫЙ СТИХ — нерифмованный, книжный стих с метрической организацией. Организован через
систему ритмически повторяющихся акцентов. Ритмическая организованность таких стихов не
всегда очевидна при чтении «про себя», но легко обнаруживается при устном исполнении.
ВЕРЛИБР — стихотворная форма, стоящая на грани между стихом и прозой: в нём отсутствуют
рифма, а количество слогов в стихотворной строке и строк в строфе может быть произвольным. Из
особенностей стихотворной речи сохраняется деление на строки с выраженной паузой в конце
каждой строки.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — стихотворная форма, в которой нерегулярно чередуются строки разной длины
(обычно четырех-, пяти- и шестистопный ямб, реже – хорей или один из трехсложных размеров).
Исторически связан с жанром басни, использовался и в драматургии.
ФИГУРНЫЙ СТИХ — визуальный поэтический жанр, в образцах которого тема или словесный образ
повторены графическим образом. Возник в творчестве античных александрийских поэтов,
которые складывали строки в различные геометрические фигуры, воспроизводя текстом форму
какого-либо предмета.
ЦЕНТОН — юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» — отрывков разных
текстов одного или нескольких авторов. Новый контекст создаёт новое прочтение уже известных
строчек, одновременно напоминая и о старом контексте.
Центон
Акростих
Белый стих8. Читая рассказы в одной неизвестной онлайн-библиотеке, вы обнаружили пару «подделок» —
тексты, которые на самом деле не были написаны заявленным автором. Вам захотелось провести
своё расследование и выяснить, какие из текстов на сайте оригинальные, а какой — лишь
стилизация. Прочитайте два фрагмента и отметьте верное утверждение о них.
Один текст — оригинал, другой — подделка
Оба текста — оригинальные
Оба текста — подделки (стилизации)9. Мы попросили нейросеть зашифровать в семи словах категории из истории литературы.
Определите, что было в изначальном запросе, и расположите понятия в хронологическом порядке
по мере их появления в литературе (от раннего к позднему).
Разум, порядок, гармония, античность, правила, ясность, подражание
Страсть, природа, свобода, бунт, идеал, тайна, возвышенное
Правда, жизнь, типичность, общество, критика, анализ, объективность
Чувства, природа, искренность, сострадание, мораль, простота, чувствительность
не все из них стали бы раскрывать свои настоящие имена. Изучите одну из таких анкет и
определите, кто прячется за этим ником.
Ник: @mamin_simpotyaga
Статус: Учусь быть дворянином
Возраст: 16
Семья и карьера: Живу с родителями, не работаю
Город: не знаю, где-то в России
Интересы: Гонять голубей, релакс, обильное питание
Характер: Инфантильный, себялюбивый, жестокий
Негативно отношусь: Учёба, уважение, любовь
Любимые цитаты: «Ешь, гуляй, женись», «Подростку всё дозволено», «Ты хорошая, я плохой»
В ответе напишите имя героя с заглавной буквы
фактические ошибки) фрагмента статьи о рассказе «Старуха Изергиль».
«Рассказ «Старуха Изергиль» — образец неоромантической прозы, написанный (1) Максимом
Горьким в 1894 году. В рассказ вошли две (2) «былины» о Ларре и Данко, а также рассказ старухи о
мужчинах, которых она любила на протяжении жизни. Для (3) Изергиль актуальна формула «Жить
с людьми и для людей». Но именно она становится для читателя проводником в мир разных
жизненных философий. Ларра — сын женщины и (4) орла, который воплощает собой
бездуховность, и, как итог, он просто перестаёт существовать. Интересен и другой герой по имени
Данко, который вырвал себе (5) лёгкие во имя свободы. Он подобен библейскому пророку (6)
Аврааму, который 40 лет водил евреев по пустыне. Давным-давно одно племя изгнало другое в
лес: вернуться они не могли, но и идти в болото тоже было невозможно. Люди обозлились на
самозванца, который вызвался помочь, и никак не отблагодарили его. В произведении Горького
фигурируют такие черты (7) романтизма, как стремление к идеалу, двоемирие, экзотический
пейзаж».
столетии были популярны радиоспектакли, а сейчас мир покорили аудиокниги. Они бывают
разные: с чтением по ролям и звуковыми эффектами и традиционные — с монотонным голосом
чтеца. Послушайте кусочек из некой озвученной книги и определите её название.
Напишите название рода литературы, к которому относится оригинал (например: род)
знаков препинания и дополнительных символов, например, летняя база отдыха.
При копировании текста из словаря обнаружилось, что некоторые слова были утеряны из-за
некорректного написания. Восстановите пропущенные фрагменты, запишите слова в начальной
форме с маленькой буквы (например: новелла).
(1) — это прозаическое произведение, которое по своему характеру является лирическим
текстом. Одним из авторов, работавших в этом (2) , является И. С. Тургенев (см. сборник
«Senilia»). Для X важна краткость, рудиментарность сюжета, повышенная выразительность
повествовательного строя речи. Такие тексты могут быть вставлены в общее повествование или
иметь самостоятельное значение. Х не имеют строгой формы: так, произведение «Чернорабочий и
белоручка» написано как диалог, визуально напоминающий род литературы под названием 3)
_.
Постановка литературного произведения на сцене — задача непростая. Спектакли бывают разные:
мы нашли кукольную интерпретацию одного текста зарубежной литературы. Изучите фотографии
и выберите неверные факты об угаданном вами произведении
Автор литературного текста посещал СССР
Главный герой живёт на спутнике
Это текст о завоевании новых планет
«Автор» знаменитой тайны-афоризма — животное
Гоголя «Старосветские помещики». Определите, какие герои перед вами: как и чем они живут, что
и почему делают и т.д. Какое существо, символизирующее собой смерть, видится героям? Ответ
запишите с маленькой буквы в начальной форме (например: медведь)
эпитет
Блюдо: ???
Время приготовления: примерно X – XVI вв.
Робин Гуд
Садко
Король Франциск
Святогор
Геракл
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 7 класс 2 вариант, проходящая 12-14.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru